В Санкт-Петербурге во вторник (10 июня) состоялась уже четвертая трехсторонняя встреча министров иностранных дел России, Польши и Германии. В отличие от предшествующих — главной темой повестки стала Украина и формат дискуссии был построен именно под углом поиска решений для деэскалации конфликта на ее юго-востоке. Несмотря на существующие противоречия между ЕС и Россией в интерпретации происходящего на Украине, российской стороне все же удалось частично сдвинуть чашу весов в свою сторону — европейцы готовы обсуждать федерализацию, как одну из мер по урегулированию продолжающегося с конца 2013 года конфликта.
Впервые эту позицию публично озвучил глава МИД Польши Радослав Сикорский.
— Одной из мер по стабилизации ситуации на Украине может стать децентрализация, — сказал польский министр во время своего выступления перед журналистами.
Европейцы в переговорах соглашаются с позицией России, но традиционно предпочитают говорить не о федерализации, а о «децентрализации», однако по сути это одно и то же, как не назови, говорит «Известиям» дипломатический источник. При этом он подтвердил, что ранее партнеры из ЕС предпочитали публично не высказываться в поддержку этого шага, поясняет собеседник.
— Они признают, что урегулирование кризиса без обращения к этому вопросу будет невозможно, — добавил он.
В целом стороны продолжают стоять на своем — Россия выступает за незамедлительное прекращение применения армии против жителей юго-востока, прекращении кровопролития и начало диалога обеих столом за столом переговоров, где и должно быть согласовано будущее политическое устройство Украины.
— Мы поддерживаем женевские договоренности от 17 апреля, поддерживаем «дорожную карту» ОБСЕ и рассчитываем, что избранный президент Украины Петр Порошенко, который провозгласил задачу остановить конфликт и найти решение кризиса, начнет выполнять свои обещания, — сказал Лавров.
С этим согласился и выступавший следом глава МИД Германии Франк— Вальтер Штайнмайер.
— Мы должны сделать необратимым процесс деэскалации. Мы должны позаботиться, чтобы те процессы, которые были начаты на Украине с учетом результатов встречи во Франции — не сошли с рельсов, — сказал Штайнмайер.
Польский министр добавил, что Украина «имеет право использовать свои силы, чтобы нейтрализовать незаконные вооруженные формирования». Однако при это согласился, что главная цель усилий международного сообщества в том, чтобы прийти к деэкалации.
Пусть разногласия между европейцами по многим вопросам продолжат существовать, добиться ее можно только путем переговоров, согласились все трое.
Journal information