bobik_57 (bobik_57) wrote,
bobik_57
bobik_57

"ЧУМные проблемы"

Малые народы Арктики смогут обучаться в специальных "кочевых школах"

ольшинство детей-кочевников сызмала отрывают от семей, увозя в школы-интернаты для обучения. Из-за этого у подрастающего поколения малых народов истончаются связи с многовековыми традициями и родным языком. Кроме того, дети получают психологические травмы — из-за разлуки и проблем с социализацией.
Для малочисленных народов Арктики (в том числе ненцев, эвенов, эвенков, хантов) создадут особые "кочевые школы", с помощью которых дети дошкольного и школьного возраста смогут получать образование, не уходя от традиционного уклада жизни. Они будут созданы с учётом международных практик. Такой необычный образовательный проект представила российская делегация в составе Рабочей группы Арктического совета по устойчивому развитию на очередном её заседании, и эта инициатива была единогласно поддержана участниками обсуждения.

Согласно документам заседания, с которыми ознакомился Лайф, цель проекта "Школа кочевых" — предоставить возможность детям коренных народов Севера учиться в их исторических местах проживания, не отрывая учащихся от родителей (то есть не отправляя детей в школы-интернаты), и таким образом позволить им в будущем поступать в вузы, но оставаться в то же время полностью интегрированными в жизнь их народов.

В Арктический совет, созданный в 1996 году, входит 8 стран — Дания, Исландия, Канада, Россия, США, Норвегия, Финляндия и Швеция. Рабочая группа является вспомогательным органом, который отвечает за продвижение программы.

"Школа кочевых", согласно российскому проекту, будет основана на международных практиках, а также опыте изучения существующих кочевых школ, организуемых самими народами.

Отрывая от родного племени

Были изучены Арктическим советом особенности образования ямальцев. Якутия — единственный регион страны, в котором есть закон "О кочевых школах". Благодаря ему школы, находящиеся в местах проживания коренных народов Севера, становятся самостоятельными учебными заведениями и дети не уезжают учиться в интернаты.

Сейчас из-за нехватки "местного" образования большинство ребят-кочевников школьного возраста попадают в интернаты, из-за чего у них появляется возможность находиться с родителями только во время каникул. Таким образом подрастающее поколение воспитывается новым, городским социумом и теряет не только связи с предками (не соблюдая многих традиций), но и язык.

Кочевые школы, которых, по словам экспертов, пока совсем немного, бывают разными "по степени погружения в кочевую жизнь" — есть сезонные учебные заведения, есть кочевые и стационарно-кочевые. В таких школах детей учат не только математике и русскому языку, но и традиционным для народов Арктики занятиям, позволяющим добывать себе пищу — охоте, рыболовству и оленеводству. Классы в таких учебных заведениях маленькие, а обязательное требование к учителям — знание культуры народов Севера, местных языков, а также способность педагогов жить в экстремальных условиях.

Фото: © РИА Новости

Поэтому, как рассказал Лайфу эксперт по вопросам коренных народов Севера Михаил Тодышев, учителями чаще всего выступают жёны оленеводов.

— Кочевые школы есть в Якутии и на Ямале. В последнем регионе создаются подобные дошкольные учебные заведения. Это нужно для того, чтобы дети подготовились к школе, чтобы им проще было социализироваться. Так как малыши вместе с родителями кочуют в тундре до начала обучения, существуют и языковые и психологические барьеры при получения образования. Присматривается также к "кочевым школам" Ханты-Мансийск, — говорит Тодышев. — Некоторые школы действительно передвижные. Преподают жёны оленеводов, имеющие педагогическое образование.

По словам эксперта, увеличение количества кочевых школ необходимо ещё и потому, что количество часов родного для коренных народов Севера языка в школах постоянно сокращается.

— Занимаются проблемами исчезновения языка, обучения кочевников региональные департаменты образования, местные министерства. Сам Минобрнауки дистанциируется от вопросов сохранения редких языков. В школах-интернатах сокращаются часы преподавания народных языков.

Президент всероссийского фонда "Образование" Сергей Комков, в свою очередь, рассказал о зарубежном опыте создания кочевых школ и заверил, что в организации их нет ничего сложного.

— Такой опыт есть в Канаде, Австралии, США (это Калифорния). Передвижные школы работают для тех, кто кочует со скотом, для аборигенов, индейцев. Основа — это дистанционное обучение. Сегодня есть возможности для того, чтобы за тысячи километров от поселения преподавать сотням кочевников благодаря спутниковым или телевизионным передвижным установкам. Их можно дать без проблем: они умещаются в небольшом фургончике, быстро раскладываются.

В той же самой юрте можно поставить приёмник и с помощью телеэкрана проводить с детьми уроки. Обе стороны будут видеть друг друга, ведь там, где занимаются дети, также устанавливаются видеокамеры, и получается интерактивный урок. Домашние задания дети могут отправлять педагогам с помощью простейших планшетов, на которых можно писать — они тоже выдаются. А телеуроки проходят по расписанию, — рассказал эксперт.

При этом Комков обратил внимание, что "кочевая школа" — это проект не для учеников 10–11 классов.

— Старшая школа не может быть кочевой, потому что детям нужно сдавать ЕГЭ либо получать какую-то специальность. Нужно ехать в город. Самое важное, что проект позволит не разделять маленьких детей и родителей, которые, конечно, не хотят в начальную школу малышей отпускать. Сейчас это огромная проблема. Сотрудники социальных служб совместно с департаментами образования ищут детей школьного возраста всеми возможными способами — даже в тундре находят. Причём к родителям, которые не хотят на 10 месяцев расставаться с детьми, применяются в том числе и административные меры, штрафы... Из-за этого часто бывает, что родители скрываются, уезжают на дальние кочевия. Семьи ищут месяцами, а порой годами. Расставание — это огромный удар для маленьких детей. Его быть не должно.

Автор:Роксана Аветисян
Subscribe

  • А зачем выёживаться?

    Мы по старинке делаем вид что лаптём щи кислые хлебаем. В этом наш тайный смысл. По современному, это вчорасть Санька Брежнев истину понял, в чём…

  • Ах это Путин опять...На-срать им в шаровары

    Энергетический кризис, который разразился в ЕС на фоне нехватки газа перед зимой, может «пошатнуть основы Европы». Об этом заявил…

  • Крепкий ход.... Клоун так не сыграет

    Вадим Рабинович Сейчас прошла встреча в Москве с заместителем руководителя АП России Дмитрием Козаком! Я довел до Дмитрия Николаевича позицию нашей…

Buy for 10 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments

  • А зачем выёживаться?

    Мы по старинке делаем вид что лаптём щи кислые хлебаем. В этом наш тайный смысл. По современному, это вчорасть Санька Брежнев истину понял, в чём…

  • Ах это Путин опять...На-срать им в шаровары

    Энергетический кризис, который разразился в ЕС на фоне нехватки газа перед зимой, может «пошатнуть основы Европы». Об этом заявил…

  • Крепкий ход.... Клоун так не сыграет

    Вадим Рабинович Сейчас прошла встреча в Москве с заместителем руководителя АП России Дмитрием Козаком! Я довел до Дмитрия Николаевича позицию нашей…