bobik_57 (bobik_57) wrote,
bobik_57
bobik_57

Category:

Ликбез по Операции по поддержанию мира (ОПМ)

Заявление российского президента Владимира Путина о размещении миротворцев на Донбассе застало врасплох украинский политикум.
Чтобы перевести дискуссии об инициативе президента Украины, а затем и президента РФ по размещению миротворцев на Донбассе в конструктивное русло, нужно хорошо изучить то, чем является международное миротворчество и каковы возможности его применения в Украине. При неквалифицированном использовании эта идея может нанести вред, но если ею правильно воспользоваться, то она вполне может способствовать восстановлению мира и территориальной целостности страны, пишет в статье для "Апострофа" дипломат Василий Филипчук.

Что такое миротворчество

Термин "миротворчество" обычно включает в себя невоенные средства достижения мира. Его часто используют для характеристики любой деятельности, направленной на прекращение конфликта и восстановление мира. Иногда под "миротворчеством" понимают размещение только военного контингента ООН, "голубых касок", для разведения сторон конфликта. Некоторые путают миротворчество с военными операциями по принуждению к миру. Терминологическая путаница приводит, в конечном итоге, к тому, что даже официальные лица, используя в ходе переговоров одинаковые термины, говорят о совершенно разных вещах

В международной практике выделяют четыре формы международной "миротворческой" деятельности, которые представил Генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос-Гали в докладе "Повестка дня для мира" в 1992 году: превентивная дипломатия, миротворчество, поддержание мира и постконфликтное миростроительство.

Хотя эти четыре формы миротворческой деятельности применяются на разных фазах конфликта, они тесно связаны между собой.

Приведенная ниже инфографика показывает типичный цикл развития конфликтов и форму привлечения международных организаций, прежде всего ООН, к их урегулированию.



Обычно до и в самом начале развязывания конфликта применяется превентивная дипломатия. После вспышки конфликта начинается деятельность международных организаций или других посредников с целью его прекратить и посадить руководителей враждующих сторон за стол переговоров для достижения мирных договоренностей. Именно такая деятельность и считается "миротворчеством", а не то, о чем обычно говорят в украинском дискурсе - присутствие вооруженного контингента под флагом ООН.

После достижения мирных договоренностей ООН или другая международная организация может ввести силы для поддержания мира, то есть разведения противоборствующих сторон. После этого (или одновременно) начинается миростроительство – деятельность на разных уровнях вовлеченных в конфликт сообществ с целью урегулирования глубинных причин конфликта и невозможности его повторения. Успешная реализация этих компонентов приводит к появлению "устойчивого мира", то есть достижения системного баланса интересов, при которых возобновление конфликта немыслимо и невыгодно.

То есть, когда говорят о "вводе миротворцев", то, скорее всего, ведут речь о начале Операции по поддержанию мира (ОПМ), то есть, обеспечении присутствия военного и/или полицейского персонала вооруженного контингента под эгидой ООН в конкретном районе при согласии всех заинтересованных сторон.

Следует особо подчеркнуть: любая ОПМ всегда базируется на трех принципах:

1. согласие сторон,

2. непредвзятость, нейтральность относительно сторон конфликта,

3. неприменение силы за исключением самообороны и защиты мандата.

И когда комментаторы или, хуже, политики говорят о развертывании миротворцев без согласия одной из сторон конфликта, то они точно говорят не об ОПМ, а об операции по принуждению к миру, гуманитарной интервенции или еще чем-то. А это уже совсем другая история с другим набором международно-правовых решений и инструментов их реализации. Если же это говорят дипломаты, то, очевидно, их надо отстранить от выполнения обязанностей учитывая профессиональную некомпетентность.

Существуют три вида ОПМ:

1. Миссии наблюдателей, выполняющих надзор за выполнением договоренностей о прекращении огня;

2. Военные миссии, которые обеспечивают буферную зону между враждующими сторонами;

3. Многокомпонентные миссии в составе военного, полицейского и гражданского персонала, которые способствуют демобилизации комбатантов и их реинтеграции в общество, разминированию территорий, возвращению перемещенных лиц, усилению государственных институтов.

Развертывание ОПМ требует выполнения нижеуказанных последовательных этапов:

1. Договоренность между враждующими сторонами. Если обе стороны придут к соглашению, что ОПМ является лучшим инструментом стабилизации, они обращаются к государствам или международным организациям с просьбой о развертывании миссии ООН.

2. Поддержка заинтересованных сторон. Политическая поддержка ОПМ осуществляется преимущественно донорами международного мира и безопасности. Как правило, к ним относятся региональные организации (НАТО, Африканский союз, ЭКОВАС), у которых есть интерес в стабилизации среды безопасности, или отдельные государства Азии и Африки, для которых ОПМ является важным источником наполнения ВВП (Бангладеш, Эфиопия, Кения, Индия, Пакистан, Руанда).

3. Техническая оценка района развертывания ОПМ. Как правило, Секретариат ООН инициирует отправку миссии с целью оценки военной, политической, гуманитарной ситуации и ситуации с безопасностью в зоне конфликта.

4. Доклад Генерального секретаря ООН. В докладе по итогам технической оценки определяются бюджет, численность персонала и другие ресурсы, необходимые для предстоящей операции. Данный доклад передается на рассмотрение Совета Безопасности ООН.

5. Резолюция Совета Безопасности ООН. Получение мандата ООН на проведение ОПМ требует поддержки 9 из 15 членов СБ, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Данная резолюция определяет мандат, масштабы и задачи операции.

6. Утверждение бюджета операции Генеральной Ассамблеей ООН.

7. Формирование персонала операции. Генсек ООН обычно назначает главу миссии, командующего силами ОПМ, комиссара полиции, руководящий состав гражданского персонала.

8. Планирование ОПМ. Глава миссии, Департамент операций по поддержанию мира и Департамент полевой поддержки осуществляют политическое, военное и оперативное руководство, а также материально-техническое обеспечение операции.

9. Развертывание ОПМ. Вслед за созданием штаб-квартиры происходит постепенное географическое расширение присутствия миссии до масштабов, предусмотренных мандатом СБ ООН.

Фактически, вся история ООН является историей поисков форм и методов борьбы за сохранение и укрепление мира, и ОПМ стали результатом сложных компромиссов и договоренностей, ведь подобные инструменты не были предусмотрены Уставом ООН, хотя и соответствуют духу и содержанию главного правового документа организации.

Глава VІІ Устава предусматривает применение вооруженных сил против агрессора - однако, исключительно с согласия всех постоянных членов СБ ООН. При ее отсутствии Резолюцией 50 (1948) был создан прецедент, который стал основой и точкой отсчета проведения операций по поддержанию мира ООН.

В те годы еще не фигурировал термин "операции по поддержанию мира". Употреблялись такие названия, как "легион ООН", "полевые кадры ООН", "охрана ООН". Термин "поддержание мира" впервые вошел в лексикон в 1956 году, когда в связи с конфликтом Англии, Франции и Израиля с Египтом первая чрезвычайная специальная сессия Генеральной Ассамблеи приняла резолюцию о создании Чрезвычайных вооруженных сил ООН (UNEF I), действовавших в зоне Суэцкого канала более 10 лет.

После 1956 года применялись такие термины, как "международные силы ООН", "полицейские силы ООН", "силы мира", "силы по поддержанию мира" и др. Название "операции ООН по поддержанию мира" утвердилось в 1965 году, когда Генеральная Ассамблея создала Специальный комитет по операциям по поддержанию мира.

История проведения Операций ООН по поддержанию мира знала и взлеты, и падения. Объединенные Нации обвинялись в бездействии, подвергались сомнению эффективность и целесообразность ОПМ. Утверждалось, что только деятельность региональных организаций коллективной безопасности может гарантировать стабильность как в отдельных регионах, так и в мире в целом.

В конце концов, выработалось отношение к ОМП, как к демократии: она плохая, но ничего лучше на сегодняшний не существует, если нельзя достичь эффективных мирных договоренностей или провести операцию по принуждению к миру.

Что делают "миротворцы"

У операций по поддержанию мира (ОПМ) есть следующие задачи:

- надзор за условиями перемирия, прекращение огня или военных действий;

- обеспечение разъединения между вооруженными силами в конфликте;

- содействие законному правительству предотвращать вооруженное вмешательство извне или ликвидировать последствия такого вмешательства

- недопущение дальнейшей интернационализации конфликта;

- контроль за соблюдением прав человека;

- создание или восстановление инфраструктуры;

- содействие оказанию гуманитарной помощи.

Многокомпонентные операции в составе военнослужащих, гражданских полицейских и другого гражданского персонала сейчас являются самым эффективным видом ОПМ. Они привлекаются к созданию политических институтов, оказанию гуманитарной и другой помощи, демобилизации бывших комбатантов и их реинтеграции в общество, разминированию территорий, организации и проведения выборов и созданию условий для стабильного развития.

Существует много критериев, по которым можно различать ОПМ. Среди них важнейшими являются: цель проведения, средства, которые ООН выделяет на их проведение, личный состав контингента миротворческих сил, который осуществляет такие операции, объем мандата миротворцев, стадия конфликта, на которой начинается миротворческая операция, характер конфликта, регулируемая продолжительность ОПМ и т.д.

Совет Безопасности ООН за последние годы выдавал мандат на проведение следующих моделей операций по поддержанию мира:

- ОПМ, направленные на создание безопасной среды для доставки продовольствия и гуманитарной помощи;

- ОПМ для поддержки гуманитарного доступа;

- ОПМ с целью предотвращения актов геноцида и привлечения к ответственности виновников;

- ОПМ, осуществляющие мониторинг соблюдения прав человека и надзор за проведением выборов;

- ОПМ для создания зон безопасности и надзора за их соблюдением;

- ОПМ для защиты прав человека.

Операции ООН по поддержанию мира проводятся в соответствии с основными принципами международного права.

Кроме того, сейчас уже можно говорить о существовании специальных принципов проведения ОПМ, которые делятся на две группы: основные и вспомогательные.

Основные принципы:

1. Принцип согласия сторон;

2. Принцип нейтральности и невмешательства контингента;

3. Принцип неприменения силы контингентом ООН;

Вспомогательные принципы:

1. Принцип добровольной основы формирования миротворческого контингента ООН;

2. Принцип сотрудничества сторон конфликта с силами ООН;

3. Производным из второго в списке принципа является принцип, согласно которому силы ООН имеют в своем распоряжении только легкое оружие, которое они могут использовать для самообороны;

4. Принцип исключительности полномочий Совета Безопасности ООН;

5. Принцип исключительного командования Генеральным Секретарем;

6. Принцип финансирования ОПМ Организацией Объединенных Наций;

7. Принцип направленности ОПМ на прекращение боевых действий и на создание условий мирного разрешения конфликтов.

Принцип согласия сторон является критерием отграничения ОПМ от принудительных мер в отношении к агрессору на основании главы VІІ Устава ООН. Если же существует согласие только одной из сторон конфликта, то только в соответствии со ст. 24 Устава Организации Объединенных Наций Совет Безопасности ООН может принять другое решение – вплоть до развертывания операции по принуждению к миру.

Что касается принципа нейтральности и невмешательства ОПМ, то есть следующие факторы: при проведении операций по поддержанию мира силы ООН обязаны воздерживаться от вмешательства во внутренние и внешние дела государства или сторон конфликта, за исключением сфер, определенных в мандате конкретной операции. Силы ООН выполняют свои функции на основе нейтральности относительно сторон конфликта, отстаивая интересы исключительно международного сообщества в лице Организации Объединенных Наций. Контингент ООН не предоставляет ни материально-технической, ни военной помощи сторонам конфликта.

Применение силы миротворцами ООН возможно лишь в целях самообороны контингента ООН или при невыполнении сторонами конфликта положений резолюций Совета Безопасности, что затрудняет или делает невозможным функционирование ОПМ.

В первом случае применение силы предполагается уже в момент введения ОПМ, то есть действует обычная норма, согласно которой миротворцы могут применять силу в целях самообороны. Кроме этого, в отдельных случаях Совет Безопасности может принимать дополнительные меры для обеспечения безопасности персонала ОПМ. В ином случае, как правило, применение силы происходит на основе отдельной резолюции Совета Безопасности, в которой она излагает основания для принятия решения о применении силы. Примером может быть решение СБ по применению миротворцами силы в Сомали и Конго.

При проведении операции ООН в Конго (ONUC), в ноябре 1961 года, Совет Безопасности принял резолюцию, согласно которой контингент ООН для сохранения территориальной целостности государства, восстановления закона и порядка получил разрешение принимать меры военного характера, которые превышали традиционные действия с целью самообороны.

При проведении миротворческой операции ООН в Сомали (UNOSOM) нападения нерегулярных воинских формирований создавали серьезные препятствия для доставки гуманитарной помощи голодающему населению страны, что привело к принятию Советом Безопасности резолюции 794, согласно которой впервые в практике миротворческой деятельности Организации было санкционировано применение силы для обеспечения доставки гуманитарной помощи.

Эти два случая, с одной стороны, стали прецедентами применения силы миротворческими силами ООН, посеяв сомнение в необходимости категорического соблюдения принципа неприменения силы при проведении операций по поддержанию мира, а с другой, создали новый виток серьезных дебатов о правомерности и эффективности операций по поддержанию мира.

У ОПМ действительно есть сильные стороны: легитимность - согласие на операции дается по мандату СБ ООН; распределение общей ответственности - несут ответственность как ООН, так и государства-члены и региональные организации, которые вносят вклад в поддержание международного мира и безопасности; сочетание воинских и полицейских контингентов; опыт и профессионализм с 1948 года.

В то же время у ОПМ есть и существенные слабые стороны: постоянный член СБ ООН может заблокировать резолюцию, которая предусматривает ОПМ, длительные процедуры принятия решения, а главное - они НЕ решают конфликт. Только решение глубинных причин конфликта может вернуть мир, "голубые каски", в лучшем случае, помогают эффективному перемирию.

Если отталкиваться от того, что РФ осуществила агрессию в отношении Украины и сейчас осуществляет оккупацию ее суверенной территории, то Украине следует говорить о международной операции по принуждению РФ к миру. Для этого, очевидно, следовало еще в феврале-марте 2014 года четко объявить Россию страной-агрессором, добиться со стороны ООН квалификации России как страны-агрессора с использованием упомянутых выше международно-правовых инструментов и устранить использования ею права вето по развертыванию такой операции, добиться от США и других стран-гарантов выполнения их обязательств по поддержке развертывания такой операции, обеспечить принятие соответствующих решений СБ и внедрение данной операции. Поскольку этого всего не сделано (и даже не было ни одной попытки разработать или реализовать такой сценарий, что, по крайней мере, дало бы украинской дипломатии дополнительные козыри в усилении международного давления на РФ), то у Украины на нынешнем этапе нет другой опции, нежели операция по поддержанию мира. Но какой должна быть такая операция?

Что нужно Украине
Далее мечты мечты мечты о том что придёт дядя Сэм и за всё заплатит...
Subscribe

Buy for 10 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments